Ближе к народу и эффективнее: как заксобрание Иркутска автоматизировало законотворчество |
Как известно, законодательные органы власти должны в принимаемых ими законах выражать общую волю граждан. При этом одним из трех основополагающих свойств парламента является связь избирателей с их представителями. Органы законодательной власти призваны максимально полно учитывать социальные интересы и запросы, в том числе на предоставление информации о своей деятельности. Так что в основе их работы должен, безусловно, лежать принцип гласности. Именно поэтому в России сегодня так много внимания уделяется определению степени открытости региональных органов законодательной власти в том числе через рейтинговую оценку информативности официальных сайтов. С 2008 года подобный рейтинг составляет проектный центр «Инфометр», действующий на базе Института развития свободы информации (Санкт-Петербург). В 2017 году лидером рейтинга среди официальных сайтов органов законодательной власти субъектов Российской Федерации стало Законодательное Собрание Иркутской области, в 2018 году также вошедшее в число лидеров исследования. Такого результата удалось достичь благодаря комплексной автоматизации процессов документооборота на базе СЭД «ДЕЛО» компании ЭОС и внедрению системы автоматизации законотворческой деятельности САЗД - «Электронный парламент». О том, как реализовывался этот проект, рассказывают Юрий Яковишин, начальник отдела информационных технологий и связи аппарата Законодательного Собрания Иркутской области, и Юрий Кособринов, генеральный директор компании «Вектор - Дальний Восток», разработчик САЗД, город Хабаровск.
- Расскажите о том, как начинался данный проект?
Юрий Яковишин: СЭД «ДЕЛО» мы начали внедрять еще в 2005 году – 13 лет назад. Выбор в пользу данного решения был вполне объясним. Примерно в 70 % органов власти субъектов РФ, работающих с системами электронного документооборота, внедрено именно «ДЕЛО». Тренд задала Госдума, с которой мы все берем пример, пытаясь перенять лучшие практики. И Иркутская область не стала исключением. Автоматизация законотворчества также сначала была проведена именно в Госдуме. Созданной там системой мы пользовались, чтобы получать информацию по федеральному законотворчеству - и не тогда, когда закон уже принят, а на стадии инициативы, чтений, заключений. Это необходимо, так как органы государственной власти субъектов тоже участвуют в федеральном законотворческом процессе. Тогда нам и пришла идея сделать аналогичную систему и в нашем регионе. Первое, что было необходимо, это решение руководства, которое должно осознавать потенциальные удобство и эффективность использования подобной системы. Ведь любое внедрение требует временных, денежных и человеческих ресурсов. И так как опыт использования такой системы уже был, убедить руководство было проще.
- Когда возникла идея автоматизации нормотворческой деятельности?
Юрий Яковишин: Идея зародилась лет 7 назад, но для реализации проекта потребовалось много времени. Самая большая проблема в госорганах всегда связана с выделением бюджета. 2010-2011 годы были трудными с этой точки зрения – был заметен дефицит бюджета. В 2014 году ситуация стала меняться к лучшему, тогда мы и стали изучать разработчиков, которые могли предложить нужное нам решение. Мы, разумеется, хотели, чтобы оно базировалось на СЭД «ДЕЛО» - система уже отлично себя зарекомендовала.
На тот момент в ряде регионов подобные проекты уже были реализованы. Оказалось, правда, что полного набора преимуществ от внедрения регионы не получили.
- Почему так произошло?
Юрий Кособринов: Разработка системы автоматизации законотворческой деятельности САЗД «Электронный Парламент» началась еще в 2004 году, когда у Законодательной Думы Хабаровского края возникла необходимость в решении задачи автоматизации законотворческого документооборота – непростого, со своей спецификой, которой в стандартном документообороте нет. Поэтому коробочная СЭД не могла решить все задачи.
Созданное нами решение интегрировано с СЭД «ДЕЛО». Оно позволило, прежде всего, сократить трудозатраты сотрудников, систематизировать порядок работы подразделений законодательного органа и автоматизировать процесс публикации проектов законов, и связанных с ними документов, на официальном сайте органа власти.
Юрий Яковишин: Многие регионы, внедрившие подобную систему, использовали её постфактум, как базу данных принятых решений. Мы же хотели использовать возможности системы именно для проработки законопроекта. Нужно было вовремя вносить инициативы, которые поступали в Заксобрание. Все заключения должны были появляться мгновенно после регистрации в системе. Любой гражданин или депутат должен был получить возможность из любой точки мира открыть страницу с законодательной инициативой или иным вопросом, рассматриваемым в законодательном (представительном) органе власти, и ознакомиться с приложенными документами.
Нам удалось добиться многого. Мы обеспечили депутатов информацией для качественной проработки рассматриваемых вопросов. Все другие органы власти получили доступ к информации о процессе законотворчества. Раньше их представителям приходилось звонить депутатам и их помощникам и уточнять, какие материалы есть по конкретному вопросу. Помощники депутатов собирали разрозненные файлы, сканировали, так как многое было в бумаге, отправляли их запрашивающему ведомству. Эффективность процесса была не высока, ошибок было много. Все эти проблемы удалось устранить. Так как все материалы привязаны к конкретному законопроекту, скорость обработки информации значительно выросла.
Полностью интервью читайте на сайте компании ЭОС |
Дата размещения: 2018-12-05 |
|